ИИ предложит учебники и проверит тесты

Современные технологии, включая искусственный интеллект (ИИ), уже везде, и в университетах тоже.

ИИ предложит учебники и проверит тесты


На круглом столе в издательском доме «Беларусь сегодня» эксперты обсудили, как адаптировать обучение к этим изменениям. Участники разговора — ректор Академии образования Ирина Старовойтова, преподаватель БГУИР Никита Зотов, доцент БГУ Марина Лукашевич и учитель школы No 30 Минска Илона Кузьмич.

ИИ как помощник в оценке знаний

Тесты не нужно проверять вручную

Одним из наиболее значительных изменений, которые приносит ИИ в образование, является автоматизация оценки знаний. Нейронка проверит тест значительно быстрее, чем преподаватель. Это особенно заметно на больших группах студентов, где ручная проверка может занимать часы. ИИ по щелчку пальца оценит даже эссе, ну а преподаватели могут сфокусироваться на более важных вещах, таких как взаимодействие со студентами и разработка новых курсов.

Персонализация учебного процесса

Еще одним важным аспектом, который обсуждали эксперты, является персонализация обучения. Никита Зотов привел примеры использования ИИ в российских университетах, где нейронки помогают находить слабые места студентов и предлагать индивидуальные учебные материалы. Например, если у студента трудности с какой-то темой, ИИ предложит видеоуроки или интерактивные задания, чтобы он лучше усвоил материал.

ИИ в управлении учебным процессом

Прогнозирование успеваемости

Марина Лукашевич отметила, что ИИ может прогнозировать, как хорошо будет учиться студент. В Кемеровском государственном университете, например, разрабатываются алгоритмы, которые анализируют данные о посещаемости и успеваемости, чтобы предсказать, какие студенты могут скатиться и заиметь проблемы. Так что преподаватели могут заранее вмешаться и предупредить нежелательную ситуацию. Это сильно повышает шансы на успешное завершение курса.

Виртуальные помощники

Сейчас появляются всякие виртуальные помощники, которые могут сопровождать студентов на протяжении всего обучения. Они могут напоминать студентам о дедлайнах, советовать что-то по тайм-менеджменту, даже помогать в поиске материалов для курсовых работ. И студентам проще, и успеваемость повышается.

Будущее образования с ИИ

Переход к образованию «5.0»

Зотов прогнозирует переход к образованию «5.0», где ИИ и виртуальная реальность будут обычным делом. В таком образовательном пространстве каждый студент сможет иметь персонального помощника, который будет учитывать его индивидуальные потребности и предпочтения. Преподаватели смогут использовать системы анализа письменных работ, которые оценят не только грамматику, но и логику изложения.

Этические вопросы и вызовы

Внедрение ИИ в образование поднимает и ряд этических вопросов. Эксперты обсуждали опасения насчет конфиденциальности данных студентов и возможных предвзятостей алгоритмов. Важно, чтобы системы, используемые в образовательных учреждениях, были прозрачными и справедливыми. Ректор Академии образования подчеркнула важность разработки четких норм и стандартов для использования ИИ в учебном процессе.

ИИ сегодня предлагает возможности, которые раньше могли показаться чем-то из книг писателей-фантастов. Автоматизация оценки, персонализация обучения и использование виртуальных помощников — все это делает процесс обучения более эффективным и доступным. Однако остаются вопросы, связанные с этикой и конфиденциальностью, и приходится работать над их решением, чтобы обеспечить безопасное и справедливое образовательное пространство для всех.


Читай новости
в ТГ-канале