БЖД хочет сократить энергозатраты к 2040 году. Как и насколько?
Белорусская железная дорога (БЖД) запустила долгосрочную программу повышения энергоэффективности до 2040 года.
В её основе – внедрение современных технических решений и технологий, которые позволят уменьшить потребление энергии как для движения поездов, так и для производственных нужд.
Использование «умных» систем учёта и мониторинга
В каждом подразделении БЖД определены чёткие показатели энергоэффективности для основных процессов. Чтобы контролировать их выполнение, планируется установить системы информационного учёта, нормирования и мониторинга расхода электроэнергии и топлива. Это позволит оперативно отслеживать аномалии в потреблении и принимать меры для их устранения.
Альтернативные и возобновляемые источники энергии
Одно из ключевых направлений стратегии – переход на возобновляемые энергоресурсы. Под этим подразумевается использование альтернативных источников, например, солнечных или ветровых станций, для обеспечения работы производственных объектов. По замыслу, это не только снизит затраты, но и уменьшит негативное воздействие на окружающую среду.
Интеллектуальный энергомониторинг и управление перевозками
Планируется ввести системы энергетического менеджмента и интеллектуального энергомониторинга, которые анализируют нагрузку в реальном времени. Совмещая данные о потреблении с расписанием поездов, оператор сумеет строить более энергоэффективные графики движения, сокращая простои и оптимизируя скорость поездов без ущерба безопасности.
Модернизация тягового состава и инфраструктуры
Чтобы снизить энергоёмкость, обновят электровозы и пассажирские поезда на более экономичные модели. Электросетевой комплекс также подвергнется модернизации: будут установлены энергоэффективные трансформаторы, кабели и системы распределения.
Эксплуатация и ремонт с энергосбережением
В стратегию входит совершенствование технологий обслуживания путей и подвижного состава. Использование энергосберегающего оборудования при ремонте и регулярных осмотрах поможет снизить потребности в топливе и электричестве даже при интенсивной эксплуатации.
Доля БЖД в энергопотреблении страны
Сегодня БЖД потребляет 1,5% от общего объёма электроэнергии Беларуси и более 85% от того, что расходует весь транспортный сектор. При этом более 76% электропотребления приходится на тягу поездов. В части тепла магистраль задействует более 51% тепловой энергии транспортной отрасли, и свыше 80% этого тепла производится собственными теплоисточниками БЖД.
Главная цель – поэтапное снижение энергоёмкости
Последовательная реализация всех мероприятий позволит постепенно уменьшать энергетические затраты на единицу выполненных работ. Это принесёт экономию и экологический эффект: сокращение выбросов и снижение нагрузки на национальную энергосистему.
Фото БЖД

